On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]

питомник "Райзин Бридс" и все наши друзья!

Дорогие гости, если Вы желаете присоединиться к участникам форума и получить доступ к
закрытым разделам, пожалуйста, пройдите процедуру регистрации!


АвторСообщение
администратор




Сообщение: 15818
Настроение: сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше чем сегодня!
Откуда: Владивосток
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.04.13 04:38. Заголовок: Владимир Леонидович Дуров


Владимир Леонидович Дуров

"Забавляя - поучай!"
Открыл Уголок Владимир Леонидович Дуров - знаменитый цирковой артист, клоун-сатирик, дрессировщик, писатель, ученый-зоопсихолог, первый Заслуженный цирковой артист России. Он разработал свой метод дрессировки - отказался от хлыста и палки при работе с животными. "Жестокость унижает, только доброта может быть прекрасна" - утверждал Дуров.
Мечтой Дурова было построить собственный дом для зверей, поселить их там в наиболее подходящих для каждого условиях, наблюдать, лечить, учить и показывать их искусство. В Москве на улице Старая Божедомка (в 1927 году она стала улицей Дурова) он покупает дом с садом и конюшней и 8 января 1912 года открывает "Уголок Дурова".

Там же был создан обширный естественнонаучный музей и зоопсихологическая лаборатория, где работали известнейшие ученые: академик В.М. Бехтерев, профессора А.В. Леонтович, Г.А. Кожевников, А.Л. Чижевский и др.
В 1917 г.Уголок закрылся, а в 1919 году открылся вновь, но это был уже не частный театр, а государственный, хотя самому Дурову было разрешено и дальше проживать в его бывшем, но потом национализированном помещении. Научная работа больше не велась.
В этом доме он и прожил всю оставшуюся жизнь, отсюда он уезжал на гастроли, здесь занимался научной работой, здесь и окончились его дни 3 августа 1934 года (похоронен В.Л. Дуров на Новодевичьем кладбище)
http://dedushkin1.livejournal.com/464338.html

Из всех критиков самый великий,самый гениальный,самый непогрешимый - время.
Белинский В.Г.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 6 [только новые]


администратор




Сообщение: 15819
Настроение: сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше чем сегодня!
Откуда: Владивосток
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.04.13 04:39. Заголовок: Классические опыты В..


Классические опыты В.Л. Дурова и В.М. Бехтерева по телепатии
Добавлено Psychology OnLine.Net
08.11.2006

В 1921 г. академик В.М. Бехтерев вместе с известным дрессировщиком животных В.Л. Дуровым проводил опыты мысленного внушения дрессированным собакам заранее задуманных действий. Аналогичные опыты проводились и в практической лаборатории зоопсихологии, которой руководил В.Л. Дуров при участии одного из пионеров мысленного внушения в СССР инженера Б.Б. Кажинского. Уже к началу 1921 г. в лаборатории В.Л. Дурова за 20 месяцев исследований было проделано 1278 опытов мысленного внушения (собакам), в том числе удачных 696 и неудачных 582. Статистическая обработка материала показала, что "...ответы собаки не были делом случая, а зависели от воздействия на нее экспериментатора". Опыты с собаками показали, что мысленное внушение не обязательно должен был проводить дрессировщик, это мог быть опытный индуктор. Необходимо было только, чтобы он знал и применял методику передачи, установленную дрессировщиком. Внушение проводилось как при непосредственном визуальном контакте с животным, так и на расстоянии, когда собаки не видели и не слышали дрессировщика, а он их.

Следует подчеркнуть, что опыты проводились с собаками, имеющими определенные изменения в психике, возникшие после специальной дрессировки.

Классическими в изучении телепатии и суггестии являются описанные академиком В.М. Бехтеревым шесть опытов над дрессированной собакой Пикки (1919 г.). В четырех опытах передающим задание академика был В.Л. Дуров, а в двух остальных - сам академик, причем о своем мысленном задании он никому перед опытом не говорил. Опыты проходили в ленинградской квартире В.М. Бехтерева, т.е. в обстановке, не привычной для подопытного животного. Вот, что пишет сам В.М. Бехтерев.

"Третий опыт заключался в следующем: собака должна вскочить на предрояльный круглый стул и ударить лапой в правую сторону клавиатуры рояля. И вот собака Пикки перед Дуровым. Он сосредоточенно смотрит в ее глаза, некоторое время охватывает ладонями ее мордочку. Проходит несколько секунд, в течение которых Пикки остается неподвижным, но будучи освобожден, стремительно бросается к роялю, вскакивает на круглый стул, и от удара лапы по правой стороне клавиатуры раздается трезвон нескольких дискантовых нот.

В четвертом опыте собака должна была, после известной процедуры внушения, вскочить на один из стульев, стоявших у стены комнаты, и затем, поднявшись на стоящий рядом круглый столик, поцарапать лапой большой портрет, висевший на стене над столиком. Казалось бы, что это сложное действие собаке не так-то просто выполнить. Но Пикки превзошел все наши ожидания. После обычной процедуры (Дуров сосредоточенно смотрел в глаза собаке в течение нескольких секунд) Пикки спрыгнул со своего стула, подбежал к стулу, стоящему у стены, затем с такой же легкостью вскочил на круглый столик, и поднявшись на задние лапы, достал правой передней конечностью портрет и стал царапать его когтями...

Чтобы иметь полную уверенность, я решил сам проделать аналогичный опыт, не говоря никому о том, что я задумаю. Задание же мое состояло в том, чтобы собака вскочила на стоящий неподалеку круглый стул и осталась там сидеть. Сосредоточившись на форме круглого стула, я некоторое время смотрю собаке в глаза, после чего она стремглав бросается от меня и начинает бегать вокруг стула. Опыт не удался и я понял почему: я сосредоточился исключительно на форме круглого стула, упустив из виду, что мое сосредоточение должно начинаться движением собаки к круглому стулу и затем вскакиванием на него. Ввиду этого я решил повторить опыт, не говоря никому о своей ошибке и поправив себя в вышеупомянутом смысле. Я снова усаживаю собаку на стул, обхватываю ее мордочку обеими ладонями, начинаю думать о том, что она должна подбежать к круглому стулу и, вскочив на него, сесть. Затем отпуская собаку и не успеваю оглянуться, как она уже сидит на круглом стуле. Пикки разгадал мой "приказ" без малейшего затруднения..."

Вот описание опыта по телепатическому внушению на расстоянии, поставленному в зоопсихологической лаборатории с участием академика В.М. Бехтерева, в 1926 г.

"Задание состояло в том, что экспериментатор В.Л. Дуров должен передать собаке Марсу мысленный "приказ" пролаять определенное число раз. В.Л. Дуров находится вместе с другими сотрудниками в зале лаборатории. Профессор А.В. Леонтович уводит собаку в другую комнату, отделенную от зала двумя промежуточными комнатами. Двери между этими комнатами А.В. Леонтович плотно закрывает за собой, чтобы достичь звуковой изоляции собаки от экспериментатора.

В.Л. Дуров приступает к опыту. В.М. Бехтерев вручает ему вдвое сложенный листок бумаги, на котором написана одному Бехтереву известная цифра 14. Посмотрев на листок, В.Л. Дуров пожал плечами. Затем достал из кармана блузы карандаш, что-то написал на обороте листка и, спрятав листок и карандаш в карман, приступил к действию. Со сложенными на груди руками он устремляет взгляд перед собой.

Проходит пять минут. В.Л. Дуров в свободной позе садится на стул. Вслед за тем появляется А.В. Леонтович в сопровождении собаки и делает следующее сообщение: "Придя со мной в дальнюю комнату, Марс улегся на полу. Затем вскоре привстал на передние лапы, навострил уши, как бы прислушиваясь, и начал лаять. Пролаяв семь раз, Марс снова улегся на полу. Я уже думал, что опыт закончен и хотел уходить с ним из комнаты, как вдруг вижу: Марс снова приподнялся на передние лапы и опять пролаял ровно семь раз.

Выслушав его, В.Л. Дуров торопливо достал из кармана блузы листок бумаги и подал его Леонтовичу. Все увидели на одной стороне листа цифру 14, на другой стояли дописанные рукой Дурова знаки: 7 + 7. Волнуясь, великий укротитель объяснил: "Владимир Михайлович (Бехтерев) дал мне задание внушить Марсу пролаять 14 раз. Но ведь вы знаете, что передавать число лаев, большее семи, я сам не рекомендую. Я и решил: в уме разбить заданное число пополам - как бы на два задания и передал ощущение лая сначала семь раз, а потом после некоторой паузы, еще семь раз. В таком именно порядке Марс и пролаял."

В.Л. Дуров отмечал, что, по его мнению, собаки не воспринимали "приказы" индукторов как нечто внешнее, которому они подчинялись, как извне навязанной воле, т.е. "понимали" их в нашем, человеческом смысле этого слова, а как свою собственную потребность. Это относилось не только к собакам. Вот любопытнейшее описание опыта по внушению двигательного рефлекса В.Л. Дуровым своему сотруднику, Б.Б. Кажинскому.

- Владимир Леонидович, вы хорошо умеете передавать мысленное внушение. Заставьте меня мысленно сделать то или иное движение. Интересно, что я при этом буду сознавать или чувствовать. Однако удастся ли это?

- Пустяки, только сидите спокойно! - решительно ответил Дуров, и мы приступили к делу.

Я оставался неподвижным в течение не более двух минут и видел, как мой знаменитый собеседник, не глядя на меня, взял листок бумаги и что-то спешно написал на нем карандашом, который он извлек из кармана своей любимой черной бархатной блузы. Записку он положил на столе надписью вниз, прикрыв ее ладонью, а карандаш водворил на место. Затем Дуров стал смотреть на меня. Ничего особенного я не почувствовал, только вдруг машинально притронулся пальцем правой руки к коже головы у себя за ухом. Не успел я опустить руку, как В.Л. Дуров протянул мне листок, на котором я с изумлением прочитал: "Почесать за правым ухом." Пораженный случившимся, я спросил:

- Как вы это сделали?!

- Вообразите себе, что у меня за правым ухом сильное раздражение кожи и что надо поднять руку и почесать это место. Ощущение зуда за ухом я постарался представить себе наиболее резко. Вот и все. А что вы почувствовали?

- Конечно, никакой передачи я не почувствовал. Просто мне захотелось почесать за ухом.

Дуров торжествовал:

- В том-то и заключается самое замечательное, что вы восприняли продуманное мной движение, как свою собственную ассоциацию идей и движений, как приказ из своего собственного мозга, да к тому еще и двойного свойства: почувствовали эффект раздражения за ухом и выполнили движение к уху, именно к правому, как я и задумывал."

Как видим Б.Б. Кажинский не "прочитал" мысленный "приказ" В.Л. Дурова и сознательно подчинился ему, а выполнил его, как свою собственную спонтанную потребность.
http://www.psychology-online.net/articles/doc-623.html

Из всех критиков самый великий,самый гениальный,самый непогрешимый - время.
Белинский В.Г.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 15820
Настроение: сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше чем сегодня!
Откуда: Владивосток
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.04.13 04:41. Заголовок: http://www.kolobok...




Из всех критиков самый великий,самый гениальный,самый непогрешимый - время.
Белинский В.Г.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 15821
Настроение: сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше чем сегодня!
Откуда: Владивосток
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.04.13 04:43. Заголовок: Дрессировка животных..


Дрессировка животных
Психологические наблюдения над животными, дрессированными по моему методу
(40-летний опыт)

http://docs.podelise.ru/docs/index-6688.html

Из всех критиков самый великий,самый гениальный,самый непогрешимый - время.
Белинский В.Г.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 15822
Настроение: сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше чем сегодня!
Откуда: Владивосток
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.04.13 04:44. Заголовок: Обширная работа В. Л..


Обширная работа В. Л. Дурова содержит богатый и разнообразный материал, который можно разделить на три группы. Во-первых, мы имеем здесь весьма большой материал по подробным наблюдениям за повседневным поведением разнообразных животных, с которыми В. Л. был в тесном общении в течение долгих лет своей работы над ними, а также материал по технике дрессировки.

Поведение некоторых животных изучалось В. Л. в форме ведения дневника, в который заносились с большим терпением, с протокольной подробностью все данные, которые удавалось подметить при повседневном наблюдении животного. Дрессировке подвергались разнообразные животные, принадлежащие к разным отрядам, при чем она производилась собственным оригинальным методом, без каких-либо побоев или насилий. Все своеобразные приемы дрессировки описаны автором весьма подробно, так что книга эта в этой своей части могла бы быть использована как своего рода руководство к дрессировке.

Дрессировка представляет несомненный интерес для зоопсихологии, и мы можем утверждать, что до сего времени такого подробного описания процесса дрессировки, без применения механического насилия, в литературе не существует.

В. Л. Дуров обладает большой наблюдательностью, и изложение им материала по поведению и дрессировке животных отличается большей детальностью, при чем им сообщаются новые факты из области зоопсихологии.

Вторая группа материала, собранного в этой книге, представляет собою описание некоторых наиболее выдающихся эпизодов из цирковой деятельности выдрессированных В. Л. Дуровым животных. Здесь автор затрагивает своеобразный мир цирковой арены, стоящей далеко от научной зоопсихологии, но в виду того, что сообщаемые факты иллюстрируют результаты дрессировки, они имеют определенный интерес, как зоопсихологический материал, показывая нам, до какой прочности можно довести приобретенные навыки животных, так что они проявляются в самой далекой от естественных условий обстановке. Эта часть материала иногда изложена языком, необычным для научного сочинения, что можно отнести к тому, что речь идет не о лабораторной зоопсихологи ческой работе, а о цирковых представлениях.

Третья часть материала представляет собою теоретические толкования автором сообщенных фактов в связи с существующими зоопсихологическими теориями. В настоящее время, как известно, работами школ И. П. Павлова и В. М. Бехтерева, а также американской школы зоопсихологов (Behaviorism) вопрос о психологии животных поставлен на путь так называемого объективного изучения ее, как комплекса своеобразных рефлексов, характерных для высшей нервной деятельности. Эта точка зрения, давшая уже весьма ценные научные результаты, намеренно игнорирует внутренний мир животного и его переживания. Подход В. Л. Дурова к животному несколько иной. Он старается учесть внутренний мир животного, внутренние мотивы его поступков, любовно обращаясь с животным, как с чем-то человекоподобным, но со своеобразной психикой, применяя при этом даже приемы гипноза. В опытах так называемого мысленного внушения животным В. Л. Дурову принадлежит, как нам кажется, несомненный приоритет.

Своеобразные толкования поведения животных В. Л. Дуровым имеют несомненный интерес для зоопсихологии. Вообще можно приветствовать появление в печати этой книги, которая явится ценным вкладом в зоопсихологическую литературу и сделает общим достоянием и предметом научной критики результаты многолетней оригинальной работы, зоопсихологическая сторона которой была до сего времени известна только тесному кружку специалистов.

Написанная живым языком книга эта будет, несомненно, прочтена с интересом не только специалистами, но и широкой публикой, возбуждая любовь к животным и интерес к вопросам зоопсихология.

Проф. Г. Л. Кожевников.

Проф. А. В. Леонтович.


Из всех критиков самый великий,самый гениальный,самый непогрешимый - время.
Белинский В.Г.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 15823
Настроение: сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше чем сегодня!
Откуда: Владивосток
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.04.13 04:47. Заголовок: Мотивационный метод ..


Мотивационный метод дрессировки В.Л. Дурова
(часть третья)
В.В. Гриценко
Пользование прикормкой
Этот принцип одновременно характеризует потребность на основе которой происходила дрессировка, вид подкрепления и способы формирования поведения, которыми, как правило, пользовался В.Л. Дуров. Его зоопедагогика была построена в основном на пищевой потребности, одной из самых важный в сохранении жизни животных. Пищевая потребность очень удобна для формирования поведения, так как репертуар возможных поведенческих реакций, связанных с пищедобыванием широк, удовлетворение голода всегда эмоционального положительно, варьируя величину пищевой потребности, созданием искусственного голодания (пищевой депривации) - от слабого ощущения голода до его “зверского” ощущения, можно управлять активностью животных и заставить подчиняться даже самых строптивых из них. Кроме того, эта потребность самая легкодоступная и легко контролируемая дрессировщиком. Однако В.Л. Дуров пользовался не только общей пищевой потребностью, то есть потребностью в пище как таковой, в своей работе он использовал и избирательную пищевую потребность, которая характеризуется индивидуальной потребностью животного в том или ином виде пищи, предпочтением какого-либо вида пищи всем остальным.

Избирательная пищевая потребность эффективна тем, что дает возможность управлять поведением вполне сытого животного, если предлагать в качестве подкрепления “лакомую” для него пищу.

Подчеркивая значение пищевой потребности В.Л. Дуров в своей книге “Дрессировка животных. Психологические наблюдения...” (1924) писал: “Все делает голод. Он дрессирует все живущее на свете и людей и животных...”. Но Дуров никогда не пользовался чрезмерно выраженной пищевой потребностью, ощущаемой животными как сильный голод. По его словам: “...голод, как и боль, одинаково отрицательно действует на психику животного...” и поэтому “...животное не должно быть голодным, но и нельзя брать его вполне сытым, ибо в этом случае вкусопоощрение перестало бы действовать. Мы берем собаку полусытую”.

Кроме пищевой потребности В.Л. Дуровым была использована, как уже упоминалось, и потребность в положительном эмоциональном состоянии, которые часто трудно бывает разделить. Таким образом виды подкрепления определялись выбранными потребностями. “Наградой,- писал В.Л. Дуров,- у меня являются: прикармливание, ласка или одобрение словом: “Браво”. Эту награду я называю вкусопоощрением.” Вероятно под “вкусопоощрением” понималось не только натуральное (подкормка), но и условное положительное подкрепление (“браво”) и, отчасти, оглаживание, похлопывание, ласковая интонация.

Помимо положительного подкрепления, к которому стремилось животное и которое увеличивало вероятность предшествующего подкреплению поведения, В.Л. Дуров использовал и отрицательное подкрепление, то есть такое воздействие на животное, которое оно избегает и которое уменьшает вероятностью поведения приводящего к нему. Как правило, в нашем понимании отрицательным подкреплением являются болевые и неприятные воздействия на животных, широко используемые при формировании классических условных рефлексов и в традиционной дрессировке. В методе Дурова роль отрицательного подкрепления играет отмена положительно подкрепления. Физиологический механизм этого феномена заключается в том, что при наличии какой-либо потребности факт неудовлетворения ее в результате каких-нибудь действий, оценивается эмоционально негативно, а действия считаются биологически нецелесообразными и отменяются. Как писала А.В. Дурова-Садовская (1965):”... животное... избегает тех движений, которые не сопровождаются пищевым подкреплением”. Это золотое правило оперантного научения и позволило В.Л. Дурову отказаться от болевых воздействий и дало возможность успешно работать с представителями более 50 видов диких животных.

Основной технический прием, который приводил к воспроизведению нужных дрессировщику реакций, В.Л. Дуров называл “жестикуляцией” и понимал под этим “комплекс движений, которые наводят животное на нужное движение”. Однако из общего комплекса способов, которыми пользовался Дуров, можно выделить отдельные их виды (подробнее о способах сказано в отдельной главе, здесь же я ограничусь лишь перечислением):

- способ наведения: “жестикуляции” по В.Л. Дурову или “способ мишени” по К. Прайор;

- способ наталкивания;

- способ альтернативного поведения;

- способ пассивной флексии;

- способ отбора элементов поведения, когда в естественном поведении животных положительно подкрепляются нужные движения и отрицательно ненужные. А.В. Дурова-Садовская называла этот способ подлавливанием.

Способ отбора поведения служил В.Л. Дурову базой для способов, позволяющих не только отрабатывать свойственные (видоспецифические) реакции животных, но и осваивать двигательные навыки, необычные для их нормального поведения:

- усиление выраженности реакции или варианта ее, закрепляя более отличающиеся - способ усиления признака. Этим способом часто пользовалась впоследствии К. Прайор при дрессировке дельфинов, например, добиваясь увеличения высоты выпрыгивания из воды;

- сокращения поведенческого акта, сведения его до отдельного элемента или снижения выраженности реакции - способ редукции поведенческого акта. Редуцируя поведенческий акт В.Л. Дурову удалось отработать навыки “дутья в музыкальную трубу у собаки, путем задержки этим ее выдоха при лае, или произнесения слога “ма” для слова “мама”. Судя по доступной литературе, способ редукции поведения в отличии от остальных так и не был переоткрыт другими дрессировщиками.

Таким образом у В.Л. Дурова было достаточно способов, позволяющих формировать поведение животных без так называемого “наказания”.

Из всех критиков самый великий,самый гениальный,самый непогрешимый - время.
Белинский В.Г.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 15824
Настроение: сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше чем сегодня!
Откуда: Владивосток
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.04.13 04:47. Заголовок: Использование поведе..


Использование поведения свойственного животному

Эффективность дрессировки зависит также и от того, какой сложности двигательный навык формируется у животного, насколько он близок к естественным реакциям животного. Ограничением возможных поведенческих реакций служат экологические и анатомические особенности животных, а также исторически (филогенетически) сформированный репертуар, связанный с удовлетворением данной потребности. Например, легко научить голубя стучать клювом по клавише пианино, используя пищевую потребность, но научить голубя такой же реакции, при использовании оборонительной мотивации, оказалось невозможным, так как в первом случае, он воспроизводит ударом клюва вниз естественную пищедобывающую реакцию, которой нет в репертуаре оборонительного поведения.

Уже давно замечено, что животные легче осваивают простые движения или движения свойственные их виду, предрасположенность к которым наследуется. Так, очень легко научить собаку подавать переднюю лапу и гораздо труднее заднюю. Тем не менее, как уже говорилось, можно научить животное и необычным для его вида реакциям, хотя это и требует значительных затрат времени. Выход из данной ситуации можно найти путем различной и неожиданной комбинации элементарный поведенческих актов, легко осваиваемых животными. Такую операцию может проделать дрессировщик, но она свойственна и самим животным.

В.Л. Дуров, в статье “Новая теория творческого процесса у животных” (Труды практической лаборатории по зоопсихологии, 1928), учитывая способность животных к образованию сложных поведенческих актов, приходит к выводу: “Соединение нескольких элементов одного условно-эмоционального рефлекса с некоторыми элементами другого условно-эмоционального рефлекса плюс включение в это соединение простых безусловных рефлексов, - дает новые образования, новые рефлексы, которые мы ранее не наблюдали у животных и которые обычно принято называть творчеством”.

Способность животных к такому “творчеству”, несомненно, учитывалась дрессировщиком и при формировании поведения. Так, подводя итог характеристике “характеристике “гуманного метода”, В.Л. Дуров пишет: “И так, основными условиями метода является бодрое, творческое настроение животного. Ни боль, ни голод, ни переутомление не допустимы”.

Отсутствие болевых и устрашающих воздействий

Болевые или неприятные ощущения, которые, как правило, сопровождают способы принуждения, и считаются отрицательным подкреплением, в подавляющем большинстве случаев оказываются неэффективными для формирования поведения диких животных. Обычное отрицательно подкрепление либо вызывает оборонительного поведение, сопровождаемое непрекращающимся сопротивлением, либо приводит к выраженному торможению нервной системы животного и прекращению любой деятельности. К. Прайор считает, что сопротивление отрицательному подкреплению является принципиальным отличием между дикими и одомашненными животными. В процессе доместикации сознательно или бессознательно, человек производил отбор, оставляя для воспроизводства наиболее послушных, восприимчивых к отрицательному подкреплению животных. Например, при попытке применить принуждение по отношению к дельфинам, “смелые” из них, могут броситься в атаку, а “робкие в бессильном страхе ложатся на дно бассейна”, в то же время как лошадь достаточно легко переносит способы принуждения.

Болевые или неприятные воздействия, благодаря эмоциональной памяти, практически сразу же связываются с ситуацией и обстановкой и запоминаются, как правило, на всегда. Отрицательное эмоциональное состояние связывается с самим дрессировщиком, его командами и воздействиями, приводит к проявлению страха и нежеланию работать.

Таким образом, даже после поверхностного анализа, становится ясно, что В.Л. Дуров был первым в России, кто начал исследование оперантной формы научения. Метод “гуманной дрессировки” и его принципы являются отражением особенностей и закономерностей инструментального поведения и потому оказались так эффективны при воспитании и дрессировке животных, и потому так непохожи на правила образования классических условных рефлексов. Остается сожалеть, что принципы В.Л. Дурова настолько опередили свое время, что были неприняты ведущими учеными современниками, но радует то, что они оказались настолько важными в организации поведения, что были переоткрыты и использованы.

И, не смотря на то, что уже существует теория функциональных систем П.К. Анохина с его структурой поведенческого акта, что создана потребностно-информационная теория эмоций П.В. Симонова, что Ю. Конорским и Б. Скиннером теоретически обосновано инструментальное поведение, а К. Прайор в своих книгах предложила читателям практические рекомендации по оперантному формированию поведения, стоит еще раз напомнить принципы дрессировки В.Л. Дурова.

С учетом поправок на время, основные принципы В.Л. Дурова, могут выглядеть так:

Приступая к формированию поведения, дрессировщик должен:

1. Организовать процесс привыкания к обстановке и контролировать процесс латентного научения.

2. Сформировать оптимальные взаимоотношения с животными с учетом его биологических особенностей и эффективности научения.

3. В основном использовать пищевую потребность и потребность в положительных ощущениях.

4. Для закрепления нужного поведения пользоваться положительными натуральным и условным подкреплением.

5. Не применять общепринятого отрицательного подкрепления и наказания, избегать принуждения, сопровождаемое болевыми и неприятными ощущениями у животных.

6. В качестве отрицательного подкрепления использовать факт отмены положительного подкрепления.

7. В выборе поведенческого репертуара ориентироваться на свойственные виду животного двигательные реакции.

8. Для формирования и закрепления необходимых движений использовать способы наведения, наталкивания, пассивной флексии, отбора поведения с вариантами усиления признака и редукции поведенческого акта.

9. Пытаться наладить взаимоотношения с животным на экстрасенсорном уровне.

В.В. Гриценко

Из всех критиков самый великий,самый гениальный,самый непогрешимый - время.
Белинский В.Г.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
                   
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  7 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет